Электронная подпись
Ранее поставщики в закупках использовали неквалифицированную подпись, но поправки требуют применять только КЭП. В законную силу это положение уже вступило, однако полной ясности его применения не было. Точки над i расставил Минфин, выпустив совместно с Минкомсвязи письмо от 01.08.2018 № 24-06-05/54209 и ОП-П15-085-18306, поясняющее сложившуюся ситуацию.
Итак, до того, как все изменения заработают в комплексе, можно применять неквалифицированную ЭЦП. С 1 октября поставщики должны будут применять строго квалифицированную подпись. Так что стоит подготовиться — обратиться в удостоверяющий центр и изготовить КЭП для госторгов.
Это пояснение контролирующих органов очень кстати, поскольку некоторые площадки уже отказывают поставщикам в принятии неквалифицированной подписи. Из упомянутого письма следует, что такой подход ничем не обоснован и является неправомерным.
«Новые» ЭТП
Поправки также подразумевают, что список электронных площадок будет пересмотрен. В начале лета Минфин определился с условиями, которым должны удовлетворять операторы (постановление Правительства от 08.06.2018 № 656). Недавно были рассмотрены заявки ЭТП и отобраны площадки, удовлетворяющие всем критериям. Вот их список:
- АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
- АО «Единая электронная торговая площадка»;
- АО «Российский аукционный дом»;
- АО «ТЭК — Торг»;
- АО «Электронные торговые системы»;
- ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
- ООО «РТС — тендер»;
- ООО «Электронная торговая площадка ГПБ»;
- ЗАО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа» — спецплощадка для госзаказа.
Как видно, принципиальных изменений не будет — все ЭТП, которые работают с госзаказом сегодня, вошли в этот список.
В соответствии с принятыми изменениями, все закупки будут осуществляться в электронной форме с 1 января 2019 года в обязательном порядке. До указанной даты заказчики смогут проводить их по своему желанию.
Оплата оператору торгов
Вступившие в силу изменения наделили площадки правом взимать плату с поставщиков. Правила и тарифы определены Правительством в постановлении № 564 от 10 мая 2018 года. Плата будет взиматься с победителя закупки. Ее размер будет установлен операторами в пределах 1% от НМЦК, однако он не сможет составить более:
- 5000 рублей для обычной закупки;
- 2000 рублей, если процедура проводится для субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций.
Вопрос о том, будет ли на конкретной площадке вводиться плата, решается оператором. Но учитывая тот факт, что других источников заработка у ЭТП больше не будет, сделать это им придется.
Банки для спецсчетов
Чтобы осуществлять закупки по новым правилам, которые должны заработать с 1 октября, поставщику придется открыть специальный счет. Он предназначается для внесения обеспечения заявки. Для этого нужно обратиться в один из уполномоченных банков. Недавно появился список кредитных организаций, которые отобраны для этого (распоряжение правительства от 13.07.2018 № 1451-р):
- Сбербанк
- Банк ВТБ
- Газпромбанк
- Россельхозбанк
- Альфа-Банк
- Московский кредитный банк
- Банк «ФК Открытие»
- Райффайзенбанк
- Росбанк. ВБРР
- Промсвязьбанк
- Банк «РОССИЯ»
- Банк «Санкт- Петербург»
- Совкомбанк
- РНКБ Банк
- РосЕвроБанк
- ОТП Банк
- ЮниКредит Банк
Опять же, все заработает после заключения соглашений между банками и ЭТП. Можно будет направиться в любой банк из списка и открыть спецсчет. Либо заключить допсоглашение и использовать в качестве специального уже открытый в одном из этих банков расчетный счет.
Изменения в документах
Многие поставщики, участвующие в электронных аукционах, уже обратили внимание, что во второй части заявки появились новые поля. Они предназначены для внесения паспортных данных лица, которое действует от поставщика без доверенности, а также загрузки скана его паспорта. Под упомянутым лицом подразумевается руководитель компании. Такие изменения в свои формы внесли многие ЭТП. Если же во второй части заявки на электронный аукцион вы не находите подобных полей, рекомендуем прикрепить скан паспорта директора в виде файла.
Есть и некоторые упрощения в части документации. Так, прикладывать декларацию о принадлежности к СМП теперь не нужно. При заполнении заявки достаточно отметить соответствующий пункт. Также нет необходимости указывать в первой части заявки страну происхождения товара. Это нужно делать только в том случае, если он попадает под преимущества и ограничения.
Источник: zakupki-kontur.ru