360-ФЗ подписан еще в июле 2021 и к изменениям в системе закупок участники готовились заранее, но после длительных праздников не лишним будет еще раз о них напомнить. Детально разбираем основные поправки, которые начали действовать с января 2022.
Новые понятия и термины
Определения важных реалий
Законодатели ввели несколько новых терминов, чтобы уменьшить количество споров и претензий при исполнении контракта и приемке товаров и работ. В частности, закон дает определения таких важных понятий, как:
- этап исполнения контракта,
- контракт для нормального жизнеобеспечения,
- заказчик, работающий на территории иностранного государства.
Независимые гарантии на смену банковским
Вместо банковских гарантий ввели независимые — заказчики будут принимать их в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов и гарантийных обязательств. Правила оформления независимых гарантий и работы с ними описаны в уточненной статье 45 44-ФЗ. В ней также перечислены основания, по которым заказчик может отказаться принимать такие гарантии.
Кроме того, введен иммунитет спецсчетов: заблокированные деньги на спецсчете поставщика защищены от взысканий по его обязательствам. Теперь участники могут не опасаться ситуаций, когда внезапно возникают проблемы с деньгами для обеспечительных платежей.
Независимые гарантии будут выдавать банки из одобренного Правительством РФ перечня, а также Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» и Фонды содействия кредитованию — участники национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства. Поставщикам не из России, но входящим в ЕАЭС, независимую гарантию поможет получить Евразийский банк развития.
Требования к региональным гарантийным организациям (РГО) определены в ПП РФ №2369. Вот основные из них:
- РГО, их участники, учредители и руководители не должны быть в РНП;
- Доля участия иностранных владельцев в РГО не должна превышать 10%;
- У РГО должен быть соответствующий ранг финансовой устойчивости — их ежегодно присваивает «Корпорация МСП».
К банкам требования снижены: кредитный рейтинг должен быть не ниже уровня B-(RU).
В Постановлении также определены правила ведения реестра независимых гарантий. Для закрытых конкурентных процедур создан специальный закрытый реестр.
Термин «извещение» вместо «документации»
Извещение становится главным документом в открытых закупках, а термин «документация» останется только в закрытых закупках. Извещение должно включать:
- описание объекта закупки,
- обоснование начальной максимальной цены (НМЦ);
- проект контракта;
- требования к содержанию, составу заявки;
- инструкцию по заполнению;
- порядок рассмотрения и оценки заявок — для конкурсов.
Новые правила и изменения действующих норм
Упразднили некоторые виды закупок
Поправки к 44-ФЗ устраняют пробелы и исключают правила, которые на практике оказались малоэффективными. Так, из закона «О контрактной системе» полностью убрали следующие способы закупок:
- запрос предложений,
- конкурс с ограниченным участием,
- двухэтапный конкурс.
Механизмы запроса предложений частично сохранили в запросе котировок.
Все открытые конкурентные закупки стали электронными, а формат «на бумаге» сохранился только в редких случаях — в основном для заказов с гостайной.
С 2022 остаются такие виды закупок:
Способ определения поставщика |
Разновидности |
Конкурс |
|
Аукцион |
|
Запрос котировок в электронной форме |
нет |
Кроме того, заявку на участие в электронном аукционе больше не нужно разделять на части — она стала единым комплектом документов. Заказчик рассматривает ее после получения от площадки протокола с ценовыми предложениями — схема упростилась и для участников, и для заказчиков.
Закон теперь четко указывает, когда заказчик может или обязан выбрать тот или иной тип закупки. Все правила проведения закупочных процедур подробно описаны в статье 24 44-ФЗ.
Например, запрос котировок в электронной форме можно проводить при таких условиях:
- НМЦ не больше 3 млн рублей и соблюдаются ограничения по совокупному годовому объему закупок (СГОЗ);
- Независимо от НМЦ и СГОЗ при закупке определенных товаров и услуг. Например, спортивный инвентарь для сборных команд России, изделия народных художественных промыслов, жилье для детей-сирот, лекарства. Полный перечень — в п.2 ч.10 ст.24 44-ФЗ.
Установили специальную норму о содержании заявки
В 44-ФЗ добавили специальную статью 43, которая для всех видов конкурентных закупок обобщила разрозненные требования к заявкам на участие в таких закупках. При этом для каждого способа — аукциона, конкурса и запроса котировок — предусмотрены свои условия с учетом особенностей его проведения.
Изменили сроки процедур и процессов
Закон скорректировал сроки подачи и рассмотрения заявок, время на определение результатов закупки и подписание контрактов. Теперь всё нужно считать не в календарных, а рабочих днях — так снижается риск не успеть подписать контракт или вовремя не оформить банковскую гарантию.
Предложена новая схема для подписания контракта — «2-5-2» вместо «5-5-3», а именно:
- на формирование и отправку проекта контракта у заказчика есть два рабочих дня — вместо пяти календарных;
- на подписание проекта контракта победителю дается не больше пяти рабочих дней — вместо пяти календарных;
- на подписание проекта контракта у заказчика остается не больше двух рабочих дней, а не три, как ранее.
В запросе котировок в электронной форме изменения такие:
- три часа на проект контракта,
- один рабочий день на подписание участником,
- один рабочий день на подписание заказчиком.
Максимальная продолжительность аукциона теперь — пять часов, а на подачу цены отводится четыре минуты вместо десяти. Раньше аукцион мог длиться несколько суток или недель.
Кроме того, введен общий срок отмены закупки. Для электронной формы закупки — не позднее чем за один рабочий день до конца подачи заявок. Для «бумажной» формы в закрытых процедурах — не позднее чем за пять дней до конца приема заявок.
Также уведомление об изменениях в закупке от оператора площадки должно приходить не позднее одного часа. Теперь участники быстрее будут узнавать о том, что в заявку или документы нужно внести правки. Это должно снизить число ошибок и отклонений.
Добавили новую причину для отклонения заявки
При закупке работ и услуг из перечня Правительства РФ участнику откажут, если выяснится, что он относится к «организациям, перечисленным в п.4 ст.2 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств».
Ввели новый механизм при отказе победителя заключать контракт
Если победитель отказался заключать контракт, эта обязанность переходит к участнику со следующим порядковым номером заявки. К примеру, может победить и третье место по итоговому протоколу.
Участникам внимательнее нужно смотреть за судьбой всех процедур и контрактов, где они принимали участие. В любой момент можно получить шанс заключить контракт.
Расширили условия для применения закрытых закупок
360-ФЗ предусматривает больше случаев, когда заказчик обязан провести закрытые процедуры. Полный перечень указан в ч.11 ст.24 44-ФЗ.
Участникам и заказчикам нужно иметь в виду, что порядки проведения закрытых закупок также изменились и в каждом способе есть обновления.
Усилена поддержка малого бизнеса и НКО
Долю закупок у субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций увеличили с 20 до 25% совокупного годового объема закупок заказчика.
Уточнили правила работы с персональными данными
От участника теперь не требуется согласие на обработку персональных данных, которые содержатся в информации и документах для участия в закупке (ч.5 ст.4 Закона 44-ФЗ).
Закрепили приоритет сведений из ЕИС
При разночтениях, к примеру, в прикрепленных заказчиком файлах и сведениях в Единой информационной системе, главенство установлено за информацией, указанной в ЕИС.
Разрешили использовать иностранные электронные подписи
Иностранные ЭП можно использовать при условии, что они выпущены по международным нормам и признаны в России. Это увеличит количество участников закупок.
Новые требования к участникам
Универсальная предквалификация
В закупках с НМЦ от 20 млн рублей ввели универсальную предквалификацию — к крупным заказам теперь допустят только опытных игроков независимо от предмета закупки (ч.2.1 ст.31 44-ФЗ). Это защищает заказчиков от сложностей в работе с неопытными исполнителями.
Претендентам нужно подтвердить свой опыт прошлым контрактом по 44-ФЗ или договором по 223-ФЗ, который исполнен в период до трех лет до даты подачи заявки. Сумма исполненных обязательств по такому контракту должна быть не менее 20% от текущей НМЦ. При этом допускается иметь неустойки, но только оплаченные.
Это требование не касается закупок, где применена специальная предквалификация (ч.2 ст.31 44-ФЗ и ПП РФ №2571 от 29.12.2021, которое заменило привычное для всех ПП РФ № 99). Дополнительные требования к участникам отдельных закупок — финансовые ресурсы, опыт работы, права собственности на оборудование, деловая репутация и т.п. — остаются в силе.
Корректировка прежних норм
Закон уточняет некоторые нормы, касающиеся требований к участникам. Вот основные поправки:
- Проверять на соответствие специальным требованиям (ст. 31 ФЗ-44) будут не только участников конкурентных процедур, но в определенных случаях и единственных поставщиков;
- Требование не приостанавливать деятельность в случае административного правонарушения стало бессрочным и более не «привязано» к дате подачи заявки, как раньше.
- Учредителей, которые оказывают на юридическое лицо существенное влияние, проверят на предмет регистрации в офшорах. Прежде такая проверка затрагивала лишь участников закупки.
Цифровизация процессов
Подача жалоб в электронном виде
В электронных открытых закупках жалобу в ФАС можно подать только через ЕИС. В конкурентных закупках, которые проводят закрытым способом, пожаловаться можно и в письменной форме.
Поставщикам следует учесть два новых нюанса:
- Если в закупке с НМЦ от 20 млн рублей предусмотрена универсальная предквалификация, то в жалобе нужно подтвердить свое соответствие ее требованиям. Указывается номер записи из реестра контрактов по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ.
- Нельзя заново подать жалобу после ее отзыва.
Новые правила помогут сократить число «профессиональных жалобщиков», которые не участвуют в закупках, но необоснованно срывают их.
Переход на электронную приемку
В электронных закупках при исполнении контракта поставщики и заказчики смогут обмениваться электронными документами о приемке. Поставщик с правом подписи от своей организации размещает в ЕИС документ о приемке, а заказчик рассматривает корректность документа и подписывает его. Заказчик может отказать в приемке, обосновав свое решение и указав, какие недостатки нужно устранить. Все действия подтверждаются электронной подписью.
Электронное актирование позволит:
- упростить обмен закрывающими документами по контракту;
- снизить риски потери информации;
- сократить расходы на доставку бумажных экземпляров;
- лучше контролировать процессы закрытия контрактов.
Как будут работать оптимизационные поправки и станет ли проще поставщикам участвовать в тендерах — покажет время. Ожидаются дополнительные постановления и приказы, должна сложиться практика взаимодействий по новым правилам и скорректированным нормам.
Источки: zakupki.kontur.ru