+7 928 590-11-44   ⋅   Махачкала

Факторинг в госзакупках: как получить деньги за контракт сразу после поставки

27 апреля 2020

Иногда поставщики отказываются от участия в выгодных закупках, потому что заказчики платят с отсрочкой или нарушают сроки оплаты. Решить эту проблему поможет факторинг. Что это такое, и как использовать его в госзакупках, расскажем в этой статье.

Риски в закупках с отсрочкой оплаты

В закупках по 44-ФЗ сроки оплаты контракта не так велики, потому что правительство установило для них четкие рамки:

  • 30 дней для всех поставщиков,
  • 15 рабочих дней для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) и социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). 

А вот в закупках по 223-ФЗ максимальный срок оплаты контракта устанавливают заказчики. Иногда они злоупотребляют этой возможностью, например отодвигают сроки оплаты на шесть месяцев или даже год. Единственное исключение — контракты с субъектом МСП. В этом случае по закону заказчик должен перевести деньги в течение 15 рабочих дней после подписания актов приемки.

При длительных отсрочках оплаты появляется дебиторская задолженность, которая может привести к нехватке оборотных средств. Из-за больших разрывов между исполнением контракта и его оплатой у поставщика может не оказаться денег на участие в следующей закупке или выплату зарплаты.

Например, компания «Удобная мебель» заключила контракт на поставку столов и исполнила его в срок. Через несколько недель она нашла еще одну выгодную закупку, но не смогла в ней участвовать. По условиям первого контракта заказчик должен был внести оплату только через три месяца после поставки. У «Удобной мебели» не хватило бы денег, чтобы исполнить новый контракт, а брать кредит ее руководитель не захотел.

Избежать таких проблем и участвовать в закупках даже с длительной отсрочкой оплаты позволяет факторинг.

Что такое факторинг

Поставщик уступает фактору — банку или коммерческой организации — право требовать оплату контракта с заказчика. Взамен он получает большую часть денег сразу после поставки.

Схема факторинга проста:

Поставщик: 

  1. Подписывает контракт с заказчиком.

  2. Заключает договор с фактором.

  3. Отправляет фактору закрывающие документы.

Фактор: 

  1. Переводит поставщику 60-90% от суммы контракта.

  2. Получает от заказчика деньги.

  3. Переводит остаток денег поставщику, вычитая комиссию за услуги — 9-12% от суммы контракта.

Например, небольшое фермерское хозяйство решило участвовать в торгах на поставку молока на местный молокозавод. В случае выигрыша этот контракт стал бы единственным источником дохода фермера, ведь все молоко, которое давали его коровы, он отправлял бы на завод. Однако по условиям контракта заказчик оплачивал поставку только через два месяца после приемки.

Чтобы не остаться без денег в ожидании оплаты, фермер обратился в факторинговую компанию и заключил с ней договор. Он выиграл закупку, и уже на следующий день после первой поставки получил большую часть оплаты от фактора. Еще через два месяца заказчик перевел деньги за поставку, и фермер получил оставшуюся сумму за вычетом комиссии.

Виды факторинга

Существует два вида факторинга: с регрессом и без. Чаще встречается факторинг без регресса, при котором финансовые риски берет на себя фактор:   

  • Как правило, поставщик получает остаток оплаты только после того, как заказчик погасит задолженность. 
  • Редко в контрактах встречаются условия, по которым фактор оплачивает поставку за вычетом своей комиссии независимо от того, заплатил ли ему заказчик. 

При факторинге с регрессом, если заказчик не оплачивает поставку, фактор требует поставщика вернуть деньги, которые он получил после поставки.

Факторинг в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Участники закупок по 44-ФЗ начали использовать факторинг в апреле 2019 года. До этого времени Минфин запрещал использовать эту услугу в госторгах, потому что в законе не был прописан ее механизм. С позицией министерства были не согласны ФАС, Минэкономразвития и участники закупок. Последние подали жалобу в Верховный суд РФ. В итоге в апреле 2019 года Верховный суд признал недействительным запрет Минфина и разрешил использовать факторинг в закупках по 44-ФЗ.

На закупки по 223-ФЗ запрет Минфина не распространялся. Поэтому в этой сфере поставщики стали использовать факторинг раньше. Так, осенью 2018 года многие крупные госкомпании, например РЖД и Сбербанк, внесли изменения в свои положения о закупках и стали использовать факторинг в тендерах.

Как заключить договор с факторинговой компанией

Чаще всего договор с фактором заключает поставщик. Он может сделать это на длительный период или на одну закупку. Факторы работают только с надежными заказчиками, поэтому лучше получить одобрение от факторинговой компании до участия в тендере. Если у поставщика есть договоренность с фактором до участия в закупке, он может учесть сумму комиссии в ценовом предложении. 

Если один из участников закупки подписал договор с фактором, после победы в тендере заказчик вносит изменения в контракт. Он указывает банковские реквизиты фактора — именно на его счет заказчик переведет оплату.

Заключить договор с фактором может и заказчик. Это позволяет ему указать удобные сроки оплаты и при этом не потерять поставщиков. Если победитель закупки согласен использовать факторинг, он должен заключить трехсторонний договор с фактором и заказчиком.

Преимущества факторинга 

Быстрое получение денег

Даже если в контракте предусмотрена отсрочка, поставщик получит до 90% оплаты сразу после поставки товара. 

Работа с проверенными заказчиками

При факторинге без регресса фактор проверяет заказчика перед тем, как заключить с ним договор. Ведь именно он понесет убытки, если заказчик окажется недобросовестным.

Получить услугу проще, чем оформить кредит

Чтобы воспользоваться факторингом, поставщику не нужно вносить залог, искать поручителей или готовить большое количество документов. 

Нет ежемесячных платежей

После получения кредита поставщик должен каждый месяц погашать задолженность из личных средств. При факторинге таких платежей нет. На счет фактора деньги переводит только заказчик. Из этих денег он вычитает проценты комиссии.

Не нужно платить комиссию до исполнения контракта

Поставщику не нужно тратить деньги на оплату комиссии до того, как он исполнит контракт. Фактор вычтет эту сумму из денег, которые переведет ему заказчик.


Факторинг — относительно новый инструмент в госзакупках, с помощью которого поставщики могут получить деньги сразу после поставки, независимо от условий контракта. Это позволит участвовать одновременно в нескольких закупках, увеличивать суммы контрактов и расширять свой бизнес. 

Если вы использовали в работе факторинг, расскажите о своем опыте в комментариях. 

Источник: zakupki.kontur.ru


Другие новости

9 июня

ИП без работников с 1 июля должны использовать при расчетах с покупателями контрольно-кассовую технику (ККТ). Им была предоставлена отсрочка на два года, но она завершается. Специалисты Контура провели вебинар для предпринимателей и рассказали, как правильно перейти на кассу. Публикуем подборку самых популярных вопросов.

4 июня

Виды требований

Требования подразделяются на 3 типа:

  1. Единые. Это требования, которые заказчик обязан установить в закупке. Все они изложены в пункте 1 статьи 31 закона 44-ФЗ.
  2. Необязательные. Требования, которые заказчик вправе предусмотреть. Это часть 1.1 статьи 31 закона, в соответствии с которой заказчик может потребовать отсутствия поставщиков в РНП, отсутствия в реестре сведения об учредителях, директоре и членах коллегиального исполнительного органа.
  3. Дополнительные. Такие требования регулируются частью 2 статьи 31 закона и устанавливаются Правительством в отношении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, аналогичных закрытых конкурсных процедур или аукциона. Также носят обязательный характер для включения в документацию, если установлены.
11 мая

Раньше пользователям Контур.Маркет Кассы для интеграции с терминалами Сбера надо было подключаться через Bluetooth. Сейчас модуль поддерживает USB. Обновление Маркета поможет кассирам избежать ошибок: сумму не надо вводить вручную на терминале, она автоматически передается с кассы.

11 мая

Использование системы лояльности позволяет лучше узнавать клиентские запросы, поощрять покупательскую активность и стимулировать рост продаж. Рассказываем о наборе инструментов, доступных пользователям Контур.Маркета.