Участие в коммерческих тендерах с нуля: что важно знать новичку

26 сентября

Зачем коммерческим компаниям проводить тендеры?

В отличие от государственных заказчиков, коммерческие компании организуют централизованные закупки по собственному желанию. Прежде всего ими движет желание сэкономить деньги и время на закупку необходимых товаров, работ и и услуг:

  • Выгоднее объединить закупки и получить более низкую стоимость. Например, каждый картридж для принтера стоит 5-10 тыс. рублей. Если объединить все заказы от отделов в одну закупку, можно сэкономить до 40 %.
  • Договоренности на длительный срок помогают зафиксировать курс валюты и избежать инфляции. Многие подрядчики, поговорив об общих перспективах на долгий срок на большие объемы, дают существенные скидки.

Реально ли получить заказ новой компании, которая раньше не участвовала в торгах?

Требования к участнику закупку зависят от предмета закупки. Если речь идет об обычных товарах и услугах (поставка воды и офисной техники, мелкий ремонт или оперативная полиграфия), то специальных требований к исполнителю нет. В таких тендерах побеждает участник, предложивший самую низкую цену. 

Чем сложнее и ответственнее закупка, тем больше дополнительных требований может выставить заказчик: 

  • наличие лицензий на выполнение определенных работы/свидетельств о членстве в СРО, 
  • успешный опыт исполнения аналогичных работ, 
  • уровень выручки за последний финансовый год, 
  • наличие техники, собственного производства, специалистов, 
  • сеть филиалов и представительств. 

По опыту отдела сопровождения торгов СКБ Контур, большинство закупочных процедур проходит в реальной конкурентной борьбе, и выигрывает поставщик с лучшей ценой, не знакомый с заказчиком. Таких примеров масса во всех сферах поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. 

Если участник закупки считает, что его права нарушены, искусственно ограничена конкуренция, можно и нужно обратиться с жалобой в ФАС. Правда, жалобы в ФАС на коммерческих заказчиков и электронные торговые площадки (ЭТП) рассматривают дольше, чем в госзакупках. По антимонопольному законодательству процесс занимает до 30 дней (ч. 4 ст. 44 Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ). Отменить результаты закупки вряд ли получится, зато можно привлечь заказчика к административной ответственности (ст. 14.32 КоАП).

Физлицо, ИП, ООО — кому выгоднее участововать в закупках? 

Как правило заказчики не ограничивают юридический статус участника. Например, в Положении о закупках ПАО «МТС» сказано: «Участник — физическое или юридическое лицо, безусловно принимающее условия  настоящих Правил/соответствующей ЗД, и готовое предоставить МТС Предмет закупки (заключить Договор)». 

Что учесть физлицу:

  • Физлица могут зарегистрироваться на ЭТП и участвовать в аукционах наравне с другими участниками, но есть определенные ограничения и особенности. 
  • В большинстве случаев физлица участвуют в «простых» закупках, для которых не нужно регистрировать ИП или ООО. Например, аукционы по покупке квартир, услуги переводчиков, гидов, репетиторов и т.д. Закрытого списка таких услуг нет. 
  • Процедура аккредитации на ЭТП для физических лиц максимально упрощена — из документов потребуется только сканированная копия паспорта с первой по двадцатую страницу и свидетельство о присвоении ИНН. Также нужно будет заполнить свои банковские реквизиты и контактные данные на площадке.
  • При заключении контракта с физлицом заказчик самостоятельно удерживает с него НДФЛ. 

Если все-таки физлицо планирует участвовать и в государственных, и коммерческих закупках на постоянной основе, рекомендуем зарегистрироваться в качестве ИП или создать ООО.

Что учесть ИП:

  • ИП отвечает по обязательствам всем своим имуществом, даже после закрытия.
  • Заказчик сам устанавливает правила, как считать вашу цену: с НДС или нет. Если вы на УСН и не платите НДС, то рискуете оказаться в ситуации, что заказчик вычтет 20% от вашей цены. Если в проекте контракта не указано, как действует заказчик при победе участника на УСН, рекомендуем подать запрос на разъяснения.

Что учесть юрлицам:

  • Если вы на УСН, также будьте внимательны к условиям оплаты.
  • Для разных видов юрлиц есть свои особенности в подготовке документов.
  • Проще создать ООО с одним учредителем. Как минимум, не нужно собирать общее собрание участников для принятия решений.

На что важно обращать внимание при изучении документации закупки? 

Проведение коммерческих закупок регулируют два документа: Гражданский Кодекс (статьи 447-449. Организация и порядок проведения торгов, статьи 1057-1061. Организация публичного конкурса) и Положение о закупке каждого конкретного заказчика. Перед тем как подавать заявку, участнику следует очень внимательно самостоятельно изучить Положение о закупке, проект контракта и техническое задание. На какие моменты обратить внимание? 

  1. Какие условия заключения контракта прописаны в Положении о закупке.
    • В какие сроки подпишут контракт с победителем.
    • Может ли заказчик или победитель закупки отказаться заключать контракт.
    • Переходит ли право заключения контракта к участнику, занявшему второе место.
    • Когда вернут обеспечение заявки или контракта.
    • Механизм дисквалификации исполнителя и другие моменты.

    Поставщик подал заявку на участие в конкурсе. Заявка была единственной и соответствовала всем требованиям. Заказчик решил, что заключать контракт по начальной максимальной цене невыгодно  и потребовал с победителя обосновать цену и снизить ее на 10%. Это право прописано в его положении о закупке, он имеет возможность менять цену контракта.
  2. Все ли документы есть в наличии. Возможно, часть придется подготовить заранее. Заказчики могут потребовать любые документы, которые сочтут нужными. В большинстве своем заказчики требуют одни и те же документы, так что подготовив полный пакет 2-3 раза, в следующий раз вы сделаете это гораздо быстрее. Чем чаще вы участвуете в закупках, тем проще дается подготовка заявок.
  3. Что входит в итоговую цену контракта. По общему правилу в цену входят все налоги, сборы, иные обязательные платежи, а также тара, упаковка, маркировка, страхование, доставка, погрузка, разгрузка.

    Тема НДС в закупках является дискуссионной и в государственных и коммерческих закупках. Многие коммерческие заказчики устанавливают свои правила расчета цены.

    Проводится электронный аукцион на поставку трактора для нужд заказчика. Начальная цена — 2,5 млн руб. Победитель закупки находится на УСН (не платит НДС) и предложил цену в 2 млн рублей. Некоторые заказчики считают, что в контракте должна быть указана цена 2 млн руб., а другие считают, что из цены нужно вычесть НДС 20% – руб.
  4. Сможете ли вы выполнить все условия контракта. Заказчики могут устанавливать любые требования к поставщикам. Например, ничто не мешает им работать только с компаниями, которые на рынке больше года, являются официальным дилером производителя или успешно исполняли госконтракты.

    Автосервис принял участие в закупке на обслуживание автомобилей и не обратил внимание на требование, что победитель закупки должен обязательно иметь статус официального дилера, так как автомобили заказчика на гарантии. После победы в торгах он понял, что не может предоставить подтверждающий документ. В итоге пришлось согласовывать следующее: заказчик привозит свои автомобили по адресу клиента, а тот, в свою очередь, везет их к официальном дилеру и ремонтирует за свой счет. Автосервис работал в убыток, просто чтобы не портить репутацию.

Стоимость участия в коммерческих торгах

Если закупка проходит на коммерческой электронной торговой площадке, придется заплатить за участие. На некоторых площадках действуют льготы для малого бизнеса, некоторые берут плату только с победителя, на некоторых участие бесплатно в закупках до определенной суммы.

В отличие от госзакупок, в коммерческих торгах редко встречается требование обеспечить заявку. А вот требование обеспечить исполнение договора все-таки встречается.

В закупке на поставку системы хронометража в МАУ «Дворец спорта «Юность» (в рамках капитального ремонта плавательного бассейна и помещения большого бассейна) на сумму 5 733 429,00 рублей, заказчик требует обеспечение договора в размере 5 (пять) % (процентов) от начальной (максимальной) цены договора (цены лота), что составляет: 286 671 (двести восемьдесят шесть тысяч шестьсот семьдесят один) рубль 45 копеек.

Какие риски нужно учесть? 

Заказчик не всегда обязан заключать контракт 

В коммерческих закупках больше свободы, но вместе с этим меньше определенности. Вы можете найти интересный тендер, выиграть его с выгодной ценой, а заказчик передумает заключать контракт, и он имеет на это право по своему Положению о закупках. 

Например, вот такая формулировка есть в Положении о закупке МТС: Если иное прямо не предусмотрено в ЗД, подразумевается, что Закупка не является конкурсом, а её проведение не регулируется статьями 447-449 ГК РФ. Закупка также не является публичным конкурсом и не регулируется статьями 1057-1061 ГК РФ. Таким образом, данная процедура не накладывает на МТС соответствующего объема гражданско-правовых обязательств.

Осторожно, мошенники! 

Есть две распространенные схемы мошенничества в коммерческих закупках со стороны «заказчиков»: 

  1. Открыть фирму-однодневку, зарегистрироваться на торговой площадке, как организатор торгов. Объявить несколько закупок на большие суммы, собрать обеспечение заявок с участников и скрыться с деньгами. 
  2. Требовать от участников предоставить Сертификат добросовестности или любой другой подобный ничего не значащий документ. Параллельно открыть фирму, которая выдает такие сертификаты за несколько десятков тысяч рублей. 

Чтобы не попасться к мошенникам, хотя бы поверхностно проанализируйте заказчика. Как долго он на рынке? Есть ли признаки фирмы-однодневки (массовый адрес или учредитель). Есть ли арбитражные дела по невыплатам контрагентам?  

Это все основные правила, о которых важно знать на старте. Конечно, в сфере государственных и коммерческих тендеров есть еще много нюансов, но вы обязательно разберетесь, как только начнете действовать.

Источник: zakupki.kontur.ru


Другие новости

7 октября

В письме №АС-4-20/16571@ от 21.08.2019 ФНС рассказала, в каких случаях ИП и юрлица вправе не использовать ККТ для расчетов друг с другом.

7 октября

В августе 2019 года в силу вступил 238-ФЗ. Закон утвердил новые требования к ФН и онлайн-кассам, которые применяются для продажи маркированной продукции.

25 сентября

Контур.ОФД — сервис для передачи фискальной информации с онлайн-касс в налоговую, который помогает контролировать работу торговых точек. Чтобы следить за бизнесом стало еще удобнее, команда разработки сервиса выпустила мобильное приложение.

9 сентября

С июля 2019 года действует маркировка обуви. Со временем все участники обувного рынка должны перейти на новые правила. Розничным продавцам предстоит зарегистрироваться в системе контроля, проставить коды на остатках товара, а затем — подавать данные о новых поступлениях и сканировать код во время продажи. Сервис Контур.Маркет помогает рознице продавать маркированную обувь по закону.